БОЖЕ, ЦАРЯ ХРАНИ Православные певчие и
русские басы
На Руси издревле почитались низкие голоса.
И если Италия - страна, где господствует культ теноров, то
Россия, безусловно, страна редких по мощи и красоте басов. Нигде
в мире так не славились мужские зычные голоса, как в России.
Невозможно представить праздничное богослужение в Русской
Православной Церкви без густого и сочного баса-протодиакона.
Диаконов, на Руси особенно, лелеяли и создавали им специальные
условия для развития силы и мощи голоса. Диаконы не только
должны был обладать голосом, способным наполнить храм и донести
до прихожан Слово Божие, провоглашать ектении-прошения о мире,
здравии и спасении души, громоподобно предавать анафеме еретиков
и трубным гласом, по полутонам двигаясь вверх, пропевать
Многолетие, но и оглашать на площадях царские указы, возвещать
всему Божьему люду о начале войны или заключении мира.
Лучшие русские хоры, начиная с Государевых
и Патриарших певчих дьяков и кончая современными церковными и
светскими хорами, немыслимы без певцов-октавистов, придающих
звучанию хора полногласие, драгоценную тембральную окраску и
некую мистическую силу, заключенную в низких частотах
человеческого голоса. Необъяснимой в словах мощью русских басов
с давних времен восхищались отечественные и зарубежные
слушатели. Композиторы писали для них специальные произведения.
В этом уникальном диске, представляющем искусство русских
православных певчих и диаконов-басов, присутствует произведение
П.Г.Чеснокова "Не отвержи мене во время старости", где
встречается нота соль контр-октавы. Так, если для большинства
басов западноевропейских предельно низкая нота – фа-соль большой
октавы, то порой трудно себе представить, что возможно иметь в
певческом человеческом диапазоне ноты еще на октаву ниже,
реально слышимые и обладающие потаенной силой воздействия. Можно
с уверенностью сказать, что басы-профундо – национальное
богатство и достояние России.
"Боже, Царя храни" - начальная строка
первого государственного гимна Российской империи, написанного
известным церковным композитором (в последствии директором
Придворной Певческой Капеллы) А.Ф.Львовым на слова поэта
В.А.Жуковского в 1833 году, послужила названием для
компакт-диска, посвященного памяти злодейски убиенного
последнего русского царя Николая II, принявшего вместе со своим
благочестивым семейством и домочадцами мученическую смерть за
грехи всего народа,подобно страданиям и искупительной смерти
Господа нашего Иисуса Христа.
Этот диск представляет собой своеобразную
музыкальную композицию, составленную из богослужебных песнопений
Русской Православно Церкви, произведений духовного содержания,
гимнов и народных песен, объединенных общими темами: поклонения
Христу, покаяния в содеянных грехах и наказания за
вероотступничество, темой любви к Богу, Отечеству и Царю -
Божьему помазаннику на земле. Повторяющийся припев из "Песни о
вещем Олеге": "Так за Царя, за Родину, за Веру" – ёмко отражает
многовековое самосознание рус¬ского народа, в недрах которого и
родилась эта триада. В «Покаянной молитве» промыслительно звучат
слова, написанные Христофором Гроздовым на известную музыку
П.И.Чайковского незадолго до трагических событий 1917 года:
"Боже, спаси родную Русь, Боже, прости ее, Боже, храни ее". А
вероотступникам, Отцепредателям, поднявшим руку на Царя и
священников, провозглашается анафема – высшее наказание для
православного человека – отлучение от Матери-Церкви.
Тема совестливого покаяния – это тема,
присутствующая не только в религиозных песнопениях, но и в
народных песнях; она пронизывает сознание русского человека
неподдающегося искусительным соблазнам разумного философс¬кого
оправдания. С особой спасительной силой она звучит сейчас, когда
ны¬нешнее поколение русских людей, наследовавших вину отцов и
дедов, совер¬шивших святотатство, приходят к раскаянию, подобно
атаману Кудияру из "Легенды о 12 разбойниках", и, через
покаяние, к духовному очищению и обновлению. Возвращение образу
Царя-мученика его истинного величия – нравственный и
исторический долг пред Царем, Богом и душою своею.
Историческая судьба России – быть
уничтожаемой и быть возрожденной, сомосожигаться и воскресать из
пепла. Россия и тройка, мчащаяся с губительной удалью под откос,
и вечно оживающая птица-Феникс. Слабнет крепость духа в народе,
и ослабевает Россия, воскресает Вера, – возрождается снова
Отечество. Пророчески звучат слова почитаемого всеми
православными людьми преподобного Серафима Саровского: "Будет
Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на
Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя
и Его Самодержавия, Ангели не будут успевать брать души..., а
Бог Царя возвеличит".
Художественный руководитель,
директор Международного Московского Фестиваля Православной
музыки, Художественный руководитель, директор
Международного Московского Фестиваля Диаконского искусства,
Продюсер компакт-диска, Георгий Поляченко
BASSO PROFONDO FROM OLD RUSSIA
-
Достойно есть (входное). Солист Юрий Вишняков
-
Кресту Твоему. Музыка Гончаров. Переложение Георгия Смирнова
-
Предстоящи кресту. Музыка А.Львова (1798-1870)
-
Тебе поем (знаменного роспева)
-
Блажен муж. Соч.37,№2. Музыка П. Чеснокова (1877-1944).
Редакция Г. Смирнова. Солист Юрий Вишняков
-
Не отвержи мене во время старости. Соч.40,№5.Чесноков Павел
Григорьевич (1877-1944). Переложение Г. Смирнова. Солисты:
Юрий Вишняков, Борис Чепиков, Виктор Крюченков
-
Сугубая ектения. Соч.79. Музыка А. Гречанинова (1864-1956).
Переложение Г. Смирнова. Солист Борис Чепиков
-
Анафема. Возглашает протодиакон Андрей Папков (США)
-
Вечная память Царственным мученикам. Возглашает протодиакон
Андрей Папков (США)
-
Многолетие (патриаршее). Возглашает протодиакон
Андрей Папков (США)
-
Покаянная молитва о Руси. Музыка П. Чайковского (1840-1893).
Редакция для хора Гроздова
-
Владыко дней моих. Музыка А. Гречанинова (1864-1956). Слова
А.С.Пушкина. Переложение Г. Смирнова. Солист протодиакон Андрей
Папков (США)
-
Боже Царя храни. Музыка А.Львова
-
Коль славен. Музыка Дм. Бортнянского (1751-1825)
-
12 разбойников. Старинная былина. Солист Борис Чепиков
-
Как ныне сбирается Вещий Олег
|