Информация
О хоре
Новости
Дискография
Концертные
записи хора
Ноты из концертного репертуара
Библиотека регента
Фотографии хора
 

БОЖЕ, ЦАРЯ ХРАНИ
Православные певчие и русские басы

На Руси издревле почитались низкие голоса. И если Италия - страна, где господствует культ теноров, то Россия, безусловно, страна редких по мощи и красоте басов. Нигде в мире так не славились мужские зычные голоса, как в России. Невозможно представить праздничное богослужение в Русской Православной Церкви без густого и сочного баса-протодиакона. Диаконов, на Руси особенно, лелеяли и создавали им специальные условия для развития силы и мощи голоса. Диаконы не только должны был обладать голосом, способным наполнить храм и донести до прихожан Слово Божие, провоглашать ектении-прошения о мире, здравии и спасении души, громоподобно предавать анафеме еретиков и трубным гласом, по полутонам двигаясь вверх, пропевать Многолетие, но и оглашать на площадях царские указы, возвещать всему Божьему люду о начале войны или заключении мира.

Лучшие русские хоры, начиная с Государевых и Патриарших певчих дьяков и кончая современными церковными и светскими хорами, немыслимы без певцов-октавистов, придающих звучанию хора полногласие, драгоценную тембральную окраску и некую мистическую силу, заключенную в низких частотах человеческого голоса. Необъяснимой в словах мощью русских басов с давних времен восхищались отечественные и зарубежные слушатели. Композиторы писали для них специальные произведения. В этом уникальном диске, представляющем искусство русских православных певчих и диаконов-басов, присутствует произведение П.Г.Чеснокова "Не отвержи мене во время старости", где встречается нота соль контр-октавы. Так, если для большинства басов западноевропейских предельно низкая нота – фа-соль большой октавы, то порой трудно себе представить, что возможно иметь в певческом человеческом диапазоне ноты еще на октаву ниже, реально слышимые и обладающие потаенной силой воздействия. Можно с уверенностью сказать, что басы-профундо – национальное богатство и достояние России.

"Боже, Царя храни" - начальная строка первого государственного гимна Российской империи, написанного известным церковным композитором (в последствии директором Придворной Певческой Капеллы) А.Ф.Львовым на слова поэта В.А.Жуковского в 1833 году, послужила названием для компакт-диска, посвященного памяти злодейски убиенного последнего русского царя Николая II, принявшего вместе со своим благочестивым семейством и домочадцами мученическую смерть за грехи всего народа,подобно страданиям и искупительной смерти Господа нашего Иисуса Христа.

Этот диск представляет собой своеобразную музыкальную композицию, составленную из богослужебных песнопений Русской Православно Церкви, произведений духовного содержания, гимнов и народных песен, объединенных общими темами: поклонения Христу, покаяния в содеянных грехах и наказания за вероотступничество, темой любви к Богу, Отечеству и Царю - Божьему помазаннику на земле. Повторяющийся припев из "Песни о вещем Олеге": "Так за Царя, за Родину, за Веру" – ёмко отражает многовековое самосознание рус¬ского народа, в недрах которого и родилась эта триада. В «Покаянной молитве» промыслительно звучат слова, написанные Христофором Гроздовым на известную музыку П.И.Чайковского незадолго до трагических событий 1917 года: "Боже, спаси родную Русь, Боже, прости ее, Боже, храни ее". А вероотступникам, Отцепредателям, поднявшим руку на Царя и священников, провозглашается анафема – высшее наказание для православного человека – отлучение от Матери-Церкви.

Тема совестливого покаяния – это тема, присутствующая не только в религиозных песнопениях, но и в народных песнях; она пронизывает сознание русского человека неподдающегося искусительным соблазнам разумного философс¬кого оправдания. С особой спасительной силой она звучит сейчас, когда ны¬нешнее поколение русских людей, наследовавших вину отцов и дедов, совер¬шивших святотатство, приходят к раскаянию, подобно атаману Кудияру из "Легенды о 12 разбойниках", и, через покаяние, к духовному очищению и обновлению. Возвращение образу Царя-мученика его истинного величия – нравственный и исторический долг пред Царем, Богом и душою своею.

Историческая судьба России – быть уничтожаемой и быть возрожденной, сомосожигаться и воскресать из пепла. Россия и тройка, мчащаяся с губительной удалью под откос, и вечно оживающая птица-Феникс. Слабнет крепость духа в народе, и ослабевает Россия, воскресает Вера, – возрождается снова Отечество. Пророчески звучат слова почитаемого всеми православными людьми преподобного Серафима Саровского: "Будет Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и Его Самодержавия, Ангели не будут успевать брать души..., а Бог Царя возвеличит".

Художественный руководитель, директор
Международного Московского Фестиваля Православной музыки,
Художественный руководитель, директор
Международного Московского Фестиваля Диаконского искусства,
Продюсер компакт-диска,
Георгий Поляченко

BASSO PROFONDO FROM OLD RUSSIA

  1. Достойно есть (входное). Солист Юрий Вишняков
  2. Кресту Твоему. Музыка Гончаров. Переложение Георгия Смирнова
  3. Предстоящи кресту. Музыка А.Львова (1798-1870)
  4. Тебе поем (знаменного роспева)
  5. Блажен муж. Соч.37,№2. Музыка П. Чеснокова (1877-1944). Редакция Г. Смирнова. Солист Юрий Вишняков
  6. Не отвержи мене во время старости. Соч.40,№5.Чесноков Павел Григорьевич (1877-1944). Переложение Г. Смирнова. Солисты: Юрий Вишняков, Борис Чепиков, Виктор Крюченков
  7. Сугубая ектения. Соч.79. Музыка А. Гречанинова (1864-1956). Переложение Г. Смирнова. Солист Борис Чепиков
  8. Анафема. Возглашает протодиакон Андрей Папков (США)
  9. Вечная память Царственным мученикам. Возглашает протодиакон Андрей Папков (США)
  10. Многолетие (патриаршее). Возглашает протодиакон Андрей Папков (США)
  11. Покаянная молитва о Руси. Музыка П. Чайковского (1840-1893). Редакция для хора Гроздова
  12. Владыко дней моих. Музыка А. Гречанинова (1864-1956). Слова А.С.Пушкина. Переложение Г. Смирнова. Солист протодиакон Андрей Папков (США)
  13. Боже Царя храни. Музыка А.Львова
  14. Коль славен. Музыка Дм. Бортнянского (1751-1825)
  15. 12 разбойников. Старинная былина. Солист Борис Чепиков
  16. Как ныне сбирается Вещий Олег