Информация
О хоре
Новости
Дискография
Концертные
записи хора
Ноты из концертного репертуара
Библиотека регента
Фотографии хора

Поиск


искомое.ru
 
 
Мужской хор «Православные Певчие»
Храма Благовещения Пресвятой Богородицы
с. Павловская Слобода
Настоятель, протоиерей Владислав Провоторов
Регент Георгий Смирнов

ПАССИЯ
Акафист Божественным Страстем Господним

CD I

  1. Н.Озеров. Великая Ектения. Протодиакон Всеволод Аргамаков

  2. Прокимен Великий «Не отврати лица Твоего» (Лаврского напева). Протодиакон Всеволод Аргамаков

  3. П.Турчанинов. Тебе одеющагося

  4. Н.Озеров. Кондак Акафиста. Солист С.Архангельский (Бас)

  5. Акафист Божественным Страстем Христовым. "Нараспев" в изложении игумена Никифора Кирзина), редакция Г.Смирнова.
    Читает Протоиерей Владислав Провоторов
    . . .
    Икос 10
    Кондак 11
    Икос 11
    Кондак 12
    Икос 12
    Кондак 13
    Икос 1

CD II

  1. Кондак Акафиста, глас 8, напева Зосимовой Пустыни в изложении Г.Смирнова

  2. Прокимен "Разделиша ризы Моя" Редакция Г.Смирнова. За диакона С.Архангельский

  3. Диакон Сергий Трубачев. Днесь висит на древе. Солист С.Архангельский

  4. Молитва. Читает протоиерей Владислав Провоторов

  5. Ныне отпущаеши. Чтец Денис Карамаликов

  6. Трисвятое по Отче наш. Чтец Денис Карамаликов

  7. Тропари Вечерни (Соловецкое)

  8. Окончание Вечерни. Напева Валаамского монастыря. Редакция Г.Смирнова Протоиерей Владислав Провоторов

  9. П.Чесноков. Приидите, ублажим Иосифа. Переложение Г.Смирнова

        Запись произведена в Храме Благовещения Пресвятой Богородицы с. Павловская Слобода в мае и сентябре 2008 года. Звукорежиссер Александр Калашников.

Пассия

Пассия (от латинского «passio» – «страдание») появилась в юго-западной России во второй четверти XVII века, став самым поздним по времени возникновения православным богослужением. Ее прообразом послужили католические Пассионы («Страсти») - драматические изображения Крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа. Но если на Западе эти службы были, по сути, театрализованными представлениями, то в практике Православной Церкви их чинопоследование всегда строилось только на тех обрядовых и гимнографических элементах, которые издревле составляют существующий круг православного богослужения.

Необходимость появления Пассии в практике Русской Церкви была продиктована усилением католической экспансии в юго-западном крае. Богослужение католиков изобиловало внешними эффектами и экзальтированной пышностью. Именно эта эстетическая составляющая подвигла многих православных жителей Галиции и Волыни (ныне – территория центральной Украины) к принятию унии. В противовес сему ревностный защитник Православия и один из образованнейших людей своего времени - настоятель Киево-Печерской Лавры архимандрит Петр (Могила) (1596–1647) предлагает к церковному употреблению ряд новых литургических форм. В их числе - Пассия, утвержденная предположительно на Киевском Соборе 1629 года при митрополите Киевском Иове (Борецком).

В 1632 году, после кончины владыки Иова, митрополитом избирается Петр (Могила), и с этого времени Пассия на юго-западе Руси начинает совершаться повсеместно. О широком ее распространении к началу XVIII века может свидетельствовать тот факт, что уже в 1702 году издательством Киево-Печерской Лавры в приложении к Цветной Триоди был опубликован устав ее совершения. Впрочем, в комментарии, сопутствующем  этой публикации, говорится, что «сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение церкве святыя православныя подаются». Таким образом, вопрос введения Пассии в богослужебный обиход уже в то время носил сугубо рекомендательный характер, ведь Типикон (Устав Православной Церкви) о ней ничего не знает.

Первоначально Пассия совершалась в чине малого повечерия. После заключительных молитв хором исполнялась стихира Великого Пятка «Тебе Одеющагося светом, яко ризою…», по окончании которой читалось положенное Евангелие. По прочтении Евангелия полагалось пение стихиры Великой Субботы «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…» и произносилась проповедь о значении искупительной Жертвы Христа Спасителя, после чего повечерие завершалось обычным порядком. Примерно такой порядок совершения Пассии по сей день сохраняется в Киево-Печерской Лавре, а также во многих храмах Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Современный чин Пассии формировался на протяжении более чем трех столетий. Отсутствие общепринятого последования допускало возможность свободного формотворчества, опиравшегося на литургические предпочтения и эстетический вкус священнослужителей и прихожан. Нередко случалось, что в храмах одного города ее могли совершать различно и даже в разные дни. Любопытно, что это многообразие сохраняется и сегодня.

С середины XIX века к последованию Пассии нередко «по произволу» начинают присоединять чтение акафиста Божественным Страстям Христовым. Этот трогательный, любимый в народе акафист по своему происхождению униатский. Его основательная переработка для употребления в Православной Церкви была выполнена в 1840-х годах архиепископом Херсонским и Таврическим Иннокентием (Борисовым), считавшим действие акафистов на духовность народа  «чрезвычайно сильным и благородным».

В начале XX века Пассия распространяется по всей территории России и сразу становится одним из любимейших в народе великопостных богослужений. Интересной особенностью стало то, что ее стали совершать, как правило, не в чине малого повечерия, а в составе вседневной вечерни 2-й, 3-й, 4-й и 5-й Недель (воскресений) Великого Поста.

 Как и в XVII веке, на ней читается Евангелие о Страстях Христовых: на первой Пассии -  26-я и 27-я главы Евангелия от Матфея, на второй – 14-я и 15-я от Марка, на третьей – 22-я и 23-я от Луки, на четвертой – 18-я и 19-я от Иоанна. Получило «постоянную прописку» и чтение Акафиста. В остальном же последование Пассии в течении XX века претерпело ряд изменений, особенно в московской практике ее совершения. К ней присоединились новые песнопения Страстной Седмицы:  прокимен «Разделиша ризы Моя себе…», 15-й антифон Утрени Великого Пятка «Днесь висит на Древе» и другие.

В конце XX века Издательским Советом РПЦ в ежегодном издании «Богослужебных указаний» начинает публиковаться Устав совершения Пассии, учитывающий элементы многообразия ее чина, а в 2003 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, выходит в свет отдельное издание «Пассия, или чинопоследование с акафистом Божественным Страстям Христовым», отражающее московскую практику ее служения.

Денис Карамаликов